Атланто-аксиальный подвывих у карликовых пород собак (нестабильность первых шейных позвонков)

Информация для владельцев животных.
АВТОР: к.в.н. Крючков Д.В., травматолог ветеринарного центра «Беладонна».

Связь между первым (атлант, С1) и вторым (эпистрофей, С2) шейными позвонками у собак обеспечивается за счет сустава (атланто-аксиальный) и связок, а межпозвоночный диск между ними отсутствует. Это позволяет собаке вращать головой, т.е. первый позвонок за счет сустава вращается вокруг зуба второго позвонка.
При подвывихе атланто-аксиального сустава происходит сдавление спинного мозга смещенными позвонками (зубом второго шейного позвонка снизу и дужкой первого – сверху). В зависимости от тяжести сдавления спинного мозга данное заболевание может проявляться в легком случае болевым синдромом и в тяжелом случае - неврологическим дефицитом с симптомами верхнего двигательного нейрона в виде частичной или полной парализации (тетрапарез/тетраплегия) всех конечностей. В литературе встречаются данные о гидроцефалии и сирингомиелии у пациентов с атланто-аксиальным подвывихом, возникающие из-за нарушения оттока спинномозговой жидкости или проявляющиеся независимо от подвывиха (Chambers 1977; Denny 1988).

ВИДЕО
Собака с атланто-аксиальным подвывихом с парализацией всех конечностей (тетраплегия)
и сохранением рефлекса глубокой болевой чувствительности.

Данная патология чаще встречается у карликовых пород собак (йоркширские терьеры, миниатюрные пудели, чихуа-хуа, той терьеры и др.) и только в редких случаях у кошек и крупных пород собак (Wheeler 1992; McCarthy et. al 1995; Beaver et. al 2000).

Записаться на операцию или предварительную консультацию по поводу подвывиха атланто-аксиального сустава у Вашего питомца можно по телефону ветеринарного центра «БЕЛАДОННА» (495) 440 -73-35; (905) 701-96-99.

Атланто-аксиальный подвывих может быть приобретенным и врожденным.

Приобретенный подвывих – происходит вследствие травматического разрыва связок или перелома зуба второго шейного позвонка в «здоровом» атланто-аксиальном суставе. Около 24% всех случаев! Может произойти в любом возрасте.

Врожденный подвывих – происходит вследствие врожденных пороков: врожденное отсутствие (аплазия) или недоразвитие (гипоплазия) зуба эпистрофея, порок развития (дисплазия) зуба эпистрофея. Врожденный подвывих происходит в 76% всех случаев атланто-аксиального подвывиха! Чаще происходит у щенков карликовых пород собак до 1 года (Beaver et. al 2000).

У собак с врожденной аномалией без проявления клинических признаков заболевания ранее, небольшая травма может спровоцировать кризис (посещение парикмахера или стоматолога, купание, падение, игра с крупной собакой и др.) (Thomas 1991, Beaver 2000).

Диагностика
В нашей клинике для диагностики атланто-аксиального подвывиха мы проводим неврологический осмотр и рентгенографическое обследование. Рентгенографическое обследование проводится без рентгеноконтрастных препаратов с использованием лишь снимков в состоянии разгибания и умеренного сгибания шеи. За редким исключением для диагностики дисплазии зуба эпистрофея проводим компьютерную томографию, а для диагностики сирингомиелии – МРТ.
Рентген 1-2.
Собака с атланто-аксиальным подвывихом. На снимке с подогнутой головой отмечается расхождение дужек первого и второго позвонков со смещением зуба эпистрофея (С2) в просвет позвоночного канала, что сопровождает компрессию спинного мозга на этом уровне (стрелка).

Дифференциальные диагнозы:
  • Шейная дископатия
  • Сирингомиелия
  • Новообразования
  • Внутричерепные патологии
  • Дискоспондилит
  • Полиартрит/полимиозит
  • Печеночная энцефалопатия (порто-системный шунт)

МРТ 1-2.
Отмечается выраженная компрессия спинного мозга на уровне первого и второго
шейных позвонков с сужением спинномозгового канала (стрелка).

Лечение.
Консервативное (т.е. безоперационное) лечение включает в себя клеточное содержание, шейный корсет и прием нестероидных противовоспалительных препаратов. Данный способ хорошо показал себя у пациентов с травмой «здорового» атланто-аксиального сустава и иногда применяется как альтернатива хирургическому лечению при противопоказаниях к операции.

ФОТО.
Собака породы йоркширский терьер с подвывихом С1-С2 шейных позвонков в шейном корсете..

Хирургическое лечение
рекомендовано для большинства пациентов с врожденными патологиями атланто-аксиального сустава. Даже собаки с очень глубоким неврологическим дефицитом скорее всего улучшат свое состояние от хирургической стабилизации, чем нет.

В ветеринарной нейрохирургии существуют два основных варианта стабилизации атланто-аксиального сустава: вентральная (нижняя) и дорсальная (верхняя).

В нашей практике в основном мы применяем нижнюю (вентральную) стабилизацию позвонков с их сращением (спондилодез). Эта методика подразумевает «артродезирование» или сращение атланто-аксиального сустава: во время операции мы проводим удаление гиалинового хряща с поверхностей данного сустава, имплантацию губчатой кости для стимулирования остеогенеза и фиксацию имплантами через сустав (спицами и костным цементом, винтами, несколькими имплантами и костным цементом). Для протекции установленной конструкции мы применяем шейный корсет на срок от 6 до 12 недель. Окончательной целью является визуализация костного сращения первых шейных позвонков на рентгеновском снимке не ранее чем через 6 недель после оперативного вмешательства или как минимум стабильность имплантов, а также улучшение неврологического статуса пациента и прекращение шейного болевого синдрома.

Рентген 3-4.
Вентральное (нижнее) сращение первых шейных позвонков кортикальными винтами диаметром 2мм у йоркширского терьера.

Рентген 5.
Вентральное (нижнее) сращение первых шейных позвонков несколькими имплантами (спицы Киршнера) и костным цементом.

Верхняя (дорсальная) стабилизация атланто-аксиального подвывиха проволочным серкляжем или синтетическим шовным материалом имеет больший процент потери фиксации и зачастую эти пациенты нуждаются в повторной операции. Для улучшения результатов лечения собак с дорсальной стабилизацией предложен метод, который включает комбинирование стандартной методики с фиксацией костным аутотрансплантатом. Но и данная методика имеет недостатки в виде риска потери фиксации и высокого риска остаточной атаксии у пациентов, в том числе и из-за формирования не костного сращения, а фиброзного рубца. А способ дорсальной стабилизации с армированием костным цементом несет риск некроза костных элементов и способен ослаблять фиксацию (Martinez 1997, Sanders 2000, Ягников 2008).

Рентген 6.
Дорсальная (верхняя) стабилизация подвывиха С1-С2 шейных позвонков проволочным серкляжем у йоркширского терьера.

По данным современной литературы и результатам нашей работы – лучшим методом стабилизации является – вентральный, с формированием спондилодеза первых двух шейных позвонков (с удалением гиалинового хряща суставных поверхностей атланто-аксиального сустава, имплантацией аутогубчатой кости из головки плеча, применением резьбовых имплантов и иногда костного цемента).

Рентген 7-8.
Осложнение после дорсальной стабилизации с фиксацией костного аутотрансплантата –
прорезание дужки первого шейного позвонка и потеря фиксации с повторным подвывихом.

Собаки, которые перенесли вторую операцию, имеют результаты не хуже, чем те пациенты, которые перенесли одну операцию.

Осложнения:
  • Смещение имплантов
  • Потеря фиксации и повторный подвывих
  • Гибель во время операции
  • Кривошея
  • Остаточная атаксия
  • Остаточный шейный болевой синдром
  • Паралич гортани
  • Некроз трахеи
  • Аспирационная пневмония

Литература:
  1. Ягников С.А. и др. Дорсальная стабилизация при атлантоаксиальной нестабильности у карликовых пород собак. М., «Российский ветеринарный журнал», №1, 2008, 24-28.
  2. Beaver, D.P. et. al (2000). Risk factors affecting the outcome of surgery for atlantoaxial subluxation in dogs: 46 cases (1978-1998). Journal of the American Veterinary Medical Association 216, 1104-1109.
  3. Chambers, J.N. et al (1977). The use of nonmetallic suture material for stabilization of atlantoaxial subluxation. Journal of the American Animal Hospital Association 13, 602-604.
  4. Denny, H.R. et al (1988). Atlantoaxial subluxation in the dog: a review of thirty cases and an evaluation of treatment by lag screw fixation. Journal of Small Animal Practice 26, 37-47.
  5. Martinez, S.A. et al (1997). Dissipation of heat during polymerization of acrylics used for external skeletal fixator connecting bars. Veterinary Surgery 26, 290-294.
  6. Sanders, S.G. et al (2000). Complications associated with ventral screws, pins and polymethylmethacrylate for the treatment of atlantoaxial instability in 8 dogs. Journal of Veterinary Internal Medicine 14, 339.
  7. Thomas, W.B. et al (1991). Surgical management of atlantoaxial subluxation in 23 dogs. Veterinary Surgery 20, 409-412