Внимание – КЛЕЩИ!

Скоро наступит долгожданная весна и у владельцев собак начнется
«горячая пора» по защите своих питомцев от клещей.

Вот несколько актуальных вопросов, которые Вы регулярно задаете нашим врачам на приеме:
- Чем лучше обработать животное от клещей и как часто это необходимо делать?
- Какое средство против клещей самое безопасное?
- Есть ли другие надежные способы защиты от клещей кроме обработок?
- Что Вы посоветуете выбрать?

Иксодовые клещиПеред тем, как ответить на все эти вопрос, хотим немного рассказать вам о том, какую опасность представляют для собак иксодовые клещи.

Сам по себе укус клеща для собаки не опасен - клещ как и комар насосётся крови и отпадет (причем, как показывает практика, не всегда владельцы замечают, что их собака ходила какое-то время с клещом на теле) , но есть одно НО - клещи являются переносчиками опасных для собак заболеваний - пироплазмоза (не путайте с энцефалитом - этой вирусной болезнью клещи заражают людей, собаки вирусным энцефалитом не болеют, так же как и люди не болеют пироплазмозом) и клещевого боррелиоза (болезни Лайма)

ПИРОПЛАЗМОЗ. Что необходимо знать каждому владельцу собаки.
Пироплазмоз (бабезиоз) – это кровопаразитарное заболевание, вызываемое одноклеточными микроорганизмами. Возбудитель пироплазмоза - одноклеточный паразит Babesiacanis.
Возбудитель пироплазмоза Распространение возбудителя пироплазмоза

Главными промежуточными хозяевами B.canis являются бродячие и домашние собаки, а переносчиками и основными хозяевами - иксодовые клещи. То есть, собака заболеет пироплазмозом только в том случае, если клещ был заражен.

КлещПоэтому и встречаются хозяева собак, от которых можно услышать: "Да что вы нам говорите? Мы каждый год с неё клещей десятками снимаем, и ничего. Зачем тратиться на вакцинацию и/или обработки?" Ну что же – решение всегда принимает хозяин, а с вашей «везучей» собаки Вы снимали незараженных клещей, но это не значит, что так будет всегда... Главное – чтобы потом ни о чём не пришлось жалеть!

Вернёмся к пироплазмам. Попадая после укуса в кровоток собаки, паразиты внедряются в эритроциты (красные клетки крови, осуществляющие в организме одну из основных жизненных функций - перенос кислорода от легких к тканям, то есть дыхание). В эритроците происходит размножение паразитов простым делением, после чего эритроцит разрушается, и пироплазмы выходят в кровяное русло.

Пироплазма Каждый из них проникает в новый эритроцит, и ситуация повторяется. Массовый распад эритроцитов и выделение огромного количества гемоглобина приводит к невозможности его быстрой и полной утилизации внутренними органами (печень, селезенка, почки), и, как результат, образованию большого количества токсичных продуктов распада гемоглобина (прямой билирубин), а также к развитию анемии.
Неутилизированные печенью разрушенные эритроциты начинают выводиться с мочой, окрашивая её в темно-красный цвет и повреждая почки.

Основные клинические признаки пироплазмоза:
быстро нарастающая вялость, отказ от корма, высокая температура (40,5 – 41,5С), кровь в моче.

При осмотре врач может выявить бледность или желтушность слизистых оболочек. Без лечения собаки погибают с картиной анемии, желтухи и почечной недостаточности.
Признаки пироплазмоза Признаки пироплазмоза

Тяжелое состояние с момента проявления первых признаков недомогания, как правило, развивается в считанные дни, а иногда и часы (!), но возможны случаи возникновения первых симптомов спустя 7-10 дней после укуса. Поэтому, все будет зависеть от скорости развития болезни и лечение должно быть начато как можно быстрее, при появлении первых симптомов. Не всегда у животных, с подтверждённым пироплазмозом, за несколько дней до болезни хозяева снимали клещей.

Что делать, если Вы все же сняли с собаки одного или нескольких клещей:
- в течении ближайших 10 дней вам необходимо следить за самочувствием питомца. При появлении одного или нескольких признаков болезни необходимо срочно обратиться за помощью в ветеринарную клинику;
- не нужно сдавать анализ сразу - вероятность получить ложноотрицательный результат очень велика, и он не избавит вас от повторных визитов и анализов, в случае ухудшения самочувствия.

С каждым годом клещи все более активно нападают на собак как за городом – в степной и лесной зонах, так и в городских парках, скверах, на искусственных газонах, выгульных площадках.

Весной первых клещей с собак начинают снимать с наступлением устойчивой тёплой погоды (+7+10С) в течение недели после схода снега и появлении первой растительности или осенью - до наступления стабильных морозов. Таким образом, выделяют две волны пироплазмоза: весеннюю (апрель - конец июня, пик в мае) и осеннюю (конец августа - начало октября).
Однако, отдельные случаи заболевания пироплазмозом регистрируются на всем протяжении времени от весны до осени. Известны случаи, когда собаки болели пироплазмозом в середине зимы, как выяснялось позже, владельцы выгуливали их над теплотрассой, где даже зимой растет зеленая трава.

Наиболее часто клещи прикрепляются на участках с тонкой кожей:
ушных раковинах, шее, груди.
Диагноз ставится на основании клинических признаков и микроскопии мазков крови (обнаружение паразита в эритроцитах).

Лечение пироплазмоза включает 2 пункта:
1) уничтожение возбудителя
2) комплексное симптоматическое лечение:
  -- снятие интоксикации;
  -- инфузионная терапия с целью лечения либо профилактики поражения почек, печени;
  -- медикаментозное лечение анемии, а в тяжелых случаях и гемотрансфузия (переливание крови).

На лечении останавливаться мы не будем, так как, во-первых, это задача врачей,
а во-вторых, лучшее лечение - это профилактика.

Важно знать:
Ряд пород, таких, как колли, шелти, шотландский сеттер, тяжелее других переболевают
данным заболеванием, в силу особенностей строения головного мозга.
У них могут наблюдаться выраженные энцефалопатии.

Что же можно сделать, чтобы не допустить заражения собаки
пироплазмозом?

ОСНОВНЫЕ МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПИРОПЛАЗМОЗА:

1. Вакцинация
Вакцинация от пироплазмоза

2. Обработка препаратами, защищающими собаку от нападения клещей (инсектоакарециды)

3. Тщательный осмотр собаки после прогулки, снятие неприсосавшихся клещей.

В нашей ветеринарной аптеке вы можете приобрести средства защиты собаки от клещей.