КОЛЛ-ЦЕНТР
Ветаптека

УЗИ кошек

УЗИ - неинвазивный метод исследования, основанный на анализе отраженных и прошедших через ткани организма ультразвуковых волн. Ультразвуковые волны - это волны высокой частоты, колеблющиеся от 2 до 10 мГц. Для диагностических целей в ветеринарной практике используют ультразвук именно этих частот и более. Диагностическое значение ультразвука связано с возможностью получать изображение внутренних органов и структур, и основан на том, что он без существенного поглощения способен проникать в мягкие ткани и отражаться от акустических неоднородностей.
Таким образом, ультразвуковой метод исследования широко используют в диагностике внутренних патологий.
В медицине ультразвук начали использовать в 30-е годы XX века. В ветеринарии этот метод исследования применяется с более позднего периода. Широкое распространение он получил в последние 10-15 лет XX столетия. К началу XX1 века этот метод применяют уже во многих областях ветеринарной медицины: терапии, хирургии, кардиологии, гинекологии и др.
Преимуществами метода является:
Информативность
Быстрота получения результата
Безболезненность в отношении животного
Отсутствие неблагоприятного воздействия УЗ-излучения на пациента и врача
Отличительной особенностью УЗИ и главным преимуществом по сравнению с рентгенографией, является возможность получения разных срезов в любом направлении исследуемого органа или объекта, что обеспечивает значительную количественную и качественную информацию о его строении и состоянии.
Ультразвуковая диагностика на сегодняшний день является наиболее современным и информативным из дополнительных методов исследования в ветеринарии. После стандартных манипуляций при первичном осмотре (пальпации, аускультации, сбора анамнеза) очень часто врач-терапевт обращается к специалисту визуальной диагностики для подтверждения предварительного диагноза, либо его опровержения.
Наши питомцы, к сожалению, не могут нам пожаловаться и рассказать, что их беспокоит и где болит. Симптомы большинства заболеваний у кошек одинаковы: это отказ от корма, возможно рвота, расстройства пищеварения (запоры, либо диарея), апатия, вялость, желание спрятаться в укромные и темные места. Если кошка заболевает, то внимательный хозяин заметит это сразу и незамедлительно обратится к специалисту.
Почему специалисты нашего центра советуют проводить УЗ-исследования у кошек? У кошек, как и у других видов животных, существуют заболевания, которым они подвержены наиболее часто.
Для молодых животных это, как правило, вирусные инфекции (панлейкопения, коронавирус) в том числе медленные инфекции (вирусный перитонит кошек, лейкоз), а также врожденные заболевания (эктопия мочеточников, гидронефроз почек, аплазия почки, поликистоз почек и др.). При этом на УЗИ часто возможно определить структурные изменения внутренних органов и симптомы, которые позволяют заподозрить то или иное заболевание котенка, что важно для дальнейшего плана диагностики и лечения животного. Это могут быть изменения размеров и структуры лимфоузлов, отечность стенок кишечника, инфильтрация стенок кишечника, наличие свободной жидкости, увеличение внутренних органов в размерах (либо уменьшение при аплазиях), изменение внутренней структуры органов. При выявлении одного либо нескольких из перечисленных симптомов врач-терапевт назначает дальнейшие исследования (анализы крови) с целью уточнения диагноза.
УЗИ является также важным исследованием у возрастных категорий кошек. Почему? Потому что часто владельцы обращаются за помощью к ветеринарному врачу тогда, когда помочь животному уже невозможно, либо ничего, кроме поддерживающей терапии врачи предложить не могут.

Старые кошки подвержены чаще других животных хронической почечной недостаточности. Кроме того, есть породы кошек, которые предрасположены к генетическим заболеваниям почек (персидские кошки - к поликистозу почек, абиссинские к гломерулонефриту). Изменения в почечной ткани развиваются на протяжении длительного времени, они не возникают вдруг. Кроме того, эти изменения ведут к нарушению функции не только почек, но и других систем органов. В организме все взаимосвязано. Как правило, повышается артериальное давление, что может привести к отслойке сетчатки глаза и к потере зрения старой кошки. И часто хозяин приходит к офтальмологу с жалобами на то, что животное ослепло и не ориентируется в привычной обстановке. Хотя у кошки развивается ХПН. В крови повышается уровень креатинина и мочевины, что ведет к интоксикации организма, частым рвотам, и развитию гастрита, обезвоживанию организма и соответственно - повышению жажды. Возможны изменения электролитного состава в крови, что также влияет на состояние организма кошки, возникновению судорог и других неврологических симптомов. Чтобы избежать такого тяжелого состояния кошки следует при первых же признаках недомогания животного обратиться к ветеринарному врачу.
.
Кошки также часто подвержены развитию мочекаменной болезни. При этом на УЗИ выявляются конкременты в мочевом пузыре, почечной лоханке. При наличии у кошки симптомов частого и затрудненного мочеиспускания, задержки мочеиспускания, а также мочеиспускания с кровью необходимо провести УЗИ мочевого пузыря и почек с целью дифференциальной диагностики хронического геморрагического цистита, травмы мочевого пузыря и уро- и нефролитиаза. При подтверждении наличия крупных конкрементов в мочевом пузыре, как правило, проводится хирургическое вмешательство с целью их удаления, чтобы не допускать в дальнейшем острой задержки мочи у кошки. Часто такую операцию у котов совмещают с расширяющей уретростомией, целью которой также является не допустить попадания конкрементов и сгустков в уретру и не вызвать ее закупорки и острой задержки мочи. При выявлении конкрементов в почечной лоханке их также извлекают хирургически. В последующем назначается динамическое наблюдение по УЗИ и солерастворяющая диета (в зависимости от характера конкрементов).

На УЗИ у кошек часто выявляется хронический цистит-воспаление мочевого пузыря. Он может быть выражен в большей или меньшей степени и возникать по различным причинам (в том числе мочекаменная болезнь, нарушения обмена веществ). От возраста эта патология зависит редко. При этом на сканограммах наблюдается утолщение стенки мочевого пузыря, ее отек, в полости мочевого пузыря выявляется взвесь, осадок, сгустки (при геморрагическом компоненте воспаления). Такое воспаление обязательно контролируется по УЗИ в динамике, после назначенной терапии врачом.

У кошек с избыточным весом часто при ультразвуковом исследовании диагностируется липидоз печени. При этом печень увеличена в размере и имеет значительные изменения в своей структуре. С таким УЗ-диагнозом кошки могут долго жить без каких-либо клинических проявлений, однако, рано или поздно без соответствующей корректирующей диеты и без наблюдения врача у кошек нарушается обмен веществ, происходит дистрофия печеночной ткани, они теряют аппетит и на глазах худеют, вплоть до гибели животного. Поэтому при регулярных профилактических осмотрах кошек врачи всегда назначают обзорное ультразвуковое исследование брюшной полости с целью назначения лечения либо лечебной диеты, корректирующей вес животного.

Нестерилизованные кошки в старшем возрасте часто подвержены гормональным расстройствам и возникновению эндометритов (воспаление матки). Воспаление матки может быть хроническим, либо острым (гнойным - пиометра), в полости матки может скапливаться также кровь (гематометра), слизь (мукометра) в зависимости от характера воспаления. С возрастом может происходить перерождение ткани эндометрия (кистозно-гляндулярный эндометрит), либо развиваться новообразования матки. При этом у кошек могут быть выделения различного характера из влагалища, при этом животное более вялое, возможно повышение температуры, жажды. Эти симптомы являются прямым показанием к незамедлительному проведению УЗИ брюшной полости. Если на УЗИ выявляется любого характера эндометрит, то далее ставится вопрос о хирургической операции по удалению матки. Так возможно спасти и продлить жизнь кошки еще на долгие годы.
Также УЗИ брюшной полости рекомендуют при подозрении на наличие новообразований брюшной полости. Как правило, опухоли выявляются у возрастных животных. При регулярных осмотрах и УЗ-исследованиях этот процесс возможно выявить на более ранней стадии развития, до распространения метастазов по организму кошки. Возможно контролировать развитие данного образования в динамике по УЗИ. В последующем возможно провести диагностическую операцию, с возможным иссечением опухоли. И, таким образом, продлить жизнь животного, а также улучшить ее качество. Если новообразование удалить невозможно, то, так или иначе, его наблюдают по УЗИ. Если опухолевый процесс развивается, ухудшается состояние животного, то УЗИ помогает своевременно принять решение об эутаназии животного, не причиняя ему страданий и боли.
Если регулярно проводить ветеринарные осмотры животного, УЗИ брюшной полости, а также сдавать биохимический анализ крови, то структурные и функциональные изменения внутренних органов возможно диагностировать в более раннем периоде и путем корректировки диеты и поддерживающей терапии возможно продлить жизнь животного и улучшить ее качество. Вот почему важно регулярно проводить обследования животных, особенно пожилого возраста с целью диспансеризации. Иногда вовремя сданный анализ крови и УЗИ брюшной полости помогает животному дольше радовать своего хозяина здоровым и веселым видом. Специалисты нашего центра рекомендуют не пренебрегать таким важным методом исследования, как ультразвуковая диагностика.

Здоровья Вам и вашему питомцу!
Каменская Л.С.

Что такое SpayDay?
Это всемирный день кастрации и стерилизации домашних животных. Наши врачи поддерживают данную акцию, зная о преимуществах данных процедур. Так в чем же плюс?
Изменения в порядке приёма
Уважаемые клиенты Ветеринарного центра «БЕЛАДОННА», в связи с увеличением распространения Covid-19, по рекомендации комитета ветеринарии г.Москвы, мы обязаны изменить порядок приема.
28 сентября возможна задержка приёма терапевтов